Действующие лица

Портрет Марины МнишекБорис Годунов (баритон или бас)
Фёдор, сын Бориса (меццо-сопрано)
Ксения, дочь Бориса (сопрано)
мамка Ксении (меццо-сопрано или контральто)
князь Василий Шуйский (тенор)
Андрей Щелкалов (баритон)
Пимен (бас)
Самозванец под именем Григория (тенор)
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано)
Рангони, тайный иезуит (бас)
Варлаам, бродяга (бас)
Мисаил, бродяга (тенор)
хозяйка корчмы (меццо-сопрано)
юродивый (тенор)
Никитич, пристав (бас)
боярин Хрущов (тенор)
иезуит Лавицкий (бас)
Черниковский (бас)
Бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Пролог
Первая картина. Заполненный народом двор Новодевичьего монастыря под Москвой. Пристав требует, чтобы все стали на колени и молили Бориса Годунова венчаться на царство (хор «На кого ты нас покидаешь»). Вышедший к народу дьяк Щелкалов, сообщает, что Борис и слышать не желает о троне («Православные! Неумолим боярин!»). К монастырю подходят калики перехожие. Они призывают молиться за избрание на царство Бориса, во спасение Руси.

Вторая картина. Царское коронование на площади в Московском Кремле. Под колокольный звон бояре шествуют в Успенский собор. Народ славит царя (величальная «Уж как на небе солнцу красному слава!»). Появляется Борис. Его гнетут сомнения и зловещие предчувствия (монолог «Скорбит душа»).

Первое действиеПервая картина. В келье Чудова монастыря старец Пимен пишет летопись (монолог «Еще одно, последнее сказанье»). Проснувшемуся молодому иноку Григорию Отрепьеву он рассказывает о том, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Дмитрия. Оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в голове Отрепьева дерзкий план: он назовётся Дмитрием и вступит в борьбу с Борисом.

Сцена в корчме (1873)Вторая картина. Корчма на литовской границе, куда забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил, с ними вместе — Григорий. Гости пьют вино, шутят и поют песни (шинкарка: «Поймала я сиза селезня», Варлаам: «Как во городе было во Казани»). Григорий поглощён мыслями о самозванстве. Он выспрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Появляются два пристава: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория из рода Отрепьевых». Григорий разоблачён и, спасаясь бегством, выскакивает в окно. Все бросаются за ним.

Второе действие
Первая картина. Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. Ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича (монолог «Достиг я высшей власти»). Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве самозванца-Дмитрия. Борис расспрашивает его о подробностях гибели царевича; он в смятении, ему мерещится призрак убитого младенца («сцена с курантами»: «Ух, тяжело!.. Дай дух переведу»).

Третье действиеПервая картина. Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек («Как томительно и вяло»). Она хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Марина выходит в сад, где ее ждёт Григорий. Хитростью и лаской Марина разжигает в нем чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и взойдёт на престол.

Вторая картина. Лунной ночью в саду Сандомирского замка, у фонтана, мечтает Самозванец о Марине. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходит шумная толпа весёлых гостей — они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Все уходят в замок, но Марина возвращается в сад. Звучат взаимные упрёки и страстные любовные признания (дуэт «О царевич, умоляю»).

Четвёртое действие
Первая картина. Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся здесь народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и надеется на скорое избавление от Борисова произвола. Вбегает Юродивый, за ним — толпа мальчишек. Они дразнят и доводят его до слёз («Месяц едет, котенок плачет»). Закончилась обедня. Голодный люд в отчаянии протягивает руки к боярам, раздающим милостыню (хор «Хлеба!»). Юродивый жалуется царю на мальчишек: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» — ответ Юродивого.

Вторая картина. Боярская дума в Грановитой палате Кремля. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Бормоча «Чур, дитя», появляется Борис. Приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой царевича Дмитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает (монолог «Прощай, мой сын!»).

Третья картина. Народ на лесная дорога под Кромами, деревушкой близ литовской границы (хор «Не сокол летит по поднебесью»). Тут и Мисаил с Варлаамом, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси (песня «Солнце, луна померкли»). Они призывают всех встать за законного царя Дмитрия. Толпа глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами (хор «Расходилась, разгулялась… Ой ты, сила!»). Появляется войско Самозванца, народ славит его и идёт за ним следом. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды («Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие!»).