В этом году у Николая Баскова своеобразный юбилей: 10 лет назад в эфире появился клип певца «Памяти Карузо», с которого, собственно, и начался его триумфальный путь. Молодой тенор с магнетическим голосом ворвался в музыкальный мир стремительно, будто на крыльях. И… не обжегся. Наоборот, снискал целый букет титулов и наград: «Золотой голос России», народный артист Украины, орден Франциска Скорины, звание «Народный артист России»…

С тех пор как мы встретились с Николаем впервые, а тогда он был стажером Большого театра и не был обременен ни званиями, ни семьей – в его жизни произошла масса интересных событий. Одно из них так и называлось – шоу «Корабль судьбы». Это был грандиозный проект и по зрелищности (две сцены, соединенные подвесным мостом, декорации, состоящие из множества светодиодных экранов, костюмы от Валентина Юдашкина), и по составу гостей: Монтсеррат и Монсита Кабалье, София Ротару, Игорь Крутой… С воспоминаний о том концерте и началась моя беседа с певцом, которая постепенно расширялась и превратилась в краткий экскурс жизненного пути Баскова, где роли семьи отводилось значительное место.

– Николай, ты был генеральным продюсером своего шоу. Как тебе удалось осилить такой грандиозный проект?
– Я же осуществлял его не один. На нем было задействовано 600 человек технического персонала, причем не только из России, из Германии, Финляндии тоже. Постановщиком действа был Фокас Евангелинос, который на «Евровидении-2008» ставил номер Диме Билану. В финансовом плане осилить задуманное мне помогали спонсоры, друзья-меценаты. Но основные деньги вложил я. Еще мне дали взаймы на этот проект, потому что я хотел все сделать с размахом: пригласил массу друзей, коллег, оплатил билеты на поезд, номера в гостиницах и так далее. По правде говоря, я до сих пор нахожусь в долгах. Думаю, с долгами когда-нибудь расплачусь, а этот концерт в Питере, на который собралось 9 тысяч зрителей, останется в моей памяти навсегда. Кстати, никто из тех, кто давал мне деньги взаймы, не указывал, что мне делать, что петь и в чем выходить на сцену. После того как я расстался со Шпигелем (бывшим продюсером и тестем Николая. – Т.М.), я сам себе хозяин. И все права на питерский концерт и тот, который состоялся через полгода в Москве, в «Лужниках» – «Не только о любви», – принадлежат Николаю Баскову.

В общем, с покупкой собственной квартиры тебе приходится повременить?
– Да, пока я продолжаю снимать квартиру. А что делать? Это раньше государство могло к званию «Народный артист» еще и квартиру присовокупить. А теперь, увы…

Ну, может, скоро накопишь. Ведь ты сейчас чуть ли не единственный активно гастролирующий певец, и недавно у тебя был тур по Германии, Австрии.
– Я дал там 18 концертов, выступал с программой для русскоязычной публики. Все прошло удачно, приятно осознавать, что ты любим соотечественниками, живущими в других странах.

Кто из партнерш по сцене сопровождал тебя в этом туре?– Таисия Повалий. Ни старшей, ни младшей Кабалье на этих гастролях не было. А вот в прошлый раз мы выступали вместе. Исполняли классическую программу в филармониях Берлина, Кельна, Мюнхена… Еще в этом году мы вдвоем с Монтсеррат посетили Америку, пели в нью-йоркском «Эври Фишер Холл», а также в одном из знаменитых залов Сан-Франциско.

– Это правда, что у вас в семье существует такая традиция: если сына нет в Москве в день рождения кого-то из Басковых-старших, то они сами отправляются к тебе?
– Да, если у меня гастроли, то они приезжают ко мне. Родители – это самые близкие мои люди. Они всегда со мной, и в радости, и в горе. Очень поддерживали меня после разрыва с женой, когда я был в сильно расстроенных чувствах и даже уехал из России. Мама прилетела ко мне в Испанию, была со мной в клинике, ибо я нуждался в ее поддержке, так как вообще лишился голоса. Почти на два месяца. А 2 ноября, когда мне в Кремле вручали звание «Народного артиста России», со мной был папа. После чего мы пошли в ресторан, и он сказал, что «получил от меня маршальские погоны». Сейчас отец работает в Счетной палате, но вообще-то он военный – полковник. Мог бы уже быть генералом, но из-за меня пожертвовал своей карьерой. Тем не менее он счастлив, потому что его сын реализовался.

Твоих родителей я видела дважды и очарована ими: простые в общении, молодые и задорные. Никогда не забуду, как лихо они отплясывали на банкете после твоего шоу в Питере. Скажи, а ты делишься с ними самым сокровенным?
– Конечно. Ведь мы не просто семья, мы – друзья. Родители у меня прекрасные люди. Другой вопрос, что какие-то моменты воспринимают очень болезненно. Стоит кому-то сказать что-то негативное или язвительное по моему поводу, тут же начинают переживать. Я же теперь ни на что не реагирую. Конечно, когда я столкнулся с этим в начале своего сценического пути, то растерялся. Но мудрая Кабалье внушила мне: «Никогда никого не слушай». И я подумал: «А, правда, почему я кого-то должен слушать? Ведь я же не денежная купюра, чтобы нравиться всем».

Но все-таки есть люди, к мнению которых ты хочешь прислушаться?
– Ну, разумеется, это Монтсеррат. Она для меня тот идеал звездности и простоты одновременно, к которому надо стремиться. Еще я могу прислушаться к мнению наших корифеев, с которыми вместе топтал сцену. И то – у каждого из них свой внутренний мир, свое отношение к творчеству. Поэтому в основном я полагаюсь на собственный вкус и интуицию. Тем более что я, наверное, последний артист в шоу-бизнесе, который принадлежит себе.

Будучи хозяином собственной жизни, ты относишься к ней отнюдь не по-хозяйски.
– Что ты имеешь в виду?

Ну хотя бы то, что уже не в первый раз калечишь во время выступлений ноги Да, причем одну и ту же. Сейчас, слава Богу, уже лучше – хожу. Кстати, спасибо, что напомнила. Надо потом заехать в клинику сделать укол.– Когда-то ты упал на витебском «Базаре», недавно – на съемках в Киеве. А на концерте в «Лужниках» просто чудом не свалился, карабкаясь по карнизу в ложу. Так почему ты наступаешь на одни и те же грабли?[/b]– Когда я выхожу на сцену, случается такой захлест эмоций, что себя уже не контролирую. Это волшебное состояние передать словами невозможно, ты словно превращаешься в адронный коллайдер, где должны столкнуться любовь твоя и любовь зрительская и произойти эмоциональный взрыв. И когда ты его добиваешься, то и случаются подобные казусы. С одной стороны, они опасны, а с другой, ты не задумываешься о последствиях. Может, я вовсе и не падал, а взлетал со сцены…

– Слава – ноша тяжелая. Надо все время находиться в форме. Как ты ее поддерживаешь?

– По-разному. Вот сейчас из-за травмы ноги мне нельзя ходить в спортзал, сауну, нельзя плавать. И еще нужно стараться меньше есть, но это у меня урывками получается. То я позволяю себе все, что хочу, то в определенный момент, говорю себе: «Стоп!» и ввожу жесткие рамки диеты.

Помню, однажды мы встретились в ресторане в один из периодов твоего мазохизма. Ты ел суп из сельдерея, который принес из дома в трехлитровой банке. – Я тогда похудел на 17 килограммов.

– А какой период у тебя сейчас?

– Сейчас я немного набрал, но худеть опасно, потому что в декабре у меня выступления в Европе, буду петь классическую программу. И если я начну худеть, то это нехорошо скажется на диафрагме и голосе. Организм не терпит таких экспериментов.

Приятно слышать, что ты будешь петь классическую программу. А то сложилось впечатление, что ты зациклился на эстраде.– Почему?.. Недавно я дал благотворительный оперный концерт для учителей в «Лужниках». Подобрал отличную программу на полтора часа: арии из опер «Паяцы», «Риголетто», «Тоска»… Плюс самые знаменитые итальянские песни, в том числе «Застольная» из оперы «Травиата» (мы исполняли ее вместе с дочкой Кабалье). Этот концерт выйдет в следующем году по ТВ и на DVD. Думаю, он вызовет большое удивление у широкой публики. Когда-то я начинал именно с классики. Тогда у меня было много уверенности в себе, но было и много недочетов. Были проблемы с голосом, не вполне совершенное владение техникой дыхания, но я преодолел все эти минусы. И поэтому решил, что Баскова эстрадного и Баскова классического надо разделить.

Вообще дорога в музыку у тебя была столбовая или извилистая?– Думаю, прямая. В 11 лет я поступил в Детский музыкальный театр юного актера. Пришел туда по объявлению на ТВ. Потом был отбор. Я попал в старшую группу, отучился там до 16 лет, мы объездили с гастролями многие страны, такие как Франция, Швейцария… Играл разные роли: Короля, Воробья, Шакала в спектакле «Маугли» (это были певческие роли) и так далее. В обычной музыкальной школе я никогда не занимался. Учился в Новосибирске в школе при консерватории, на фортепиано. Мама хотела, чтобы я стал пианистом.

Как же получилось, что ты стал певцом?
– Это вышло как-то само собой. Меня всегда тянуло к пению. И, поступив в ГИТИС, я начал дополнительно заниматься вокалом с потрясающим педагогом, царство ей небесное, Лилианой Шеховой. Я брал у нее частные уроки, и приходить надо было вечером, когда в институте шли занятия танцами. Но поскольку Лилиана Сергеевна считала, что нужно не скакать, а ответственно заниматься голосом, ибо это инструмент, который дан человеку свыше, то я должен был выбирать. Боясь ее потерять, я, естественно, пропускал занятия в ГИТИСе. В итоге через полгода меня отчислили. Но, видимо, это тот случай, когда «все, что ни делается, – к лучшему». Благодаря этому я пошел учиться в Академию имени Гнесиных. Закончил «Гнесинку» по классу камерного и оперного пения и поступил в аспирантуру Москов-ской консерватории…

– …Которую окончил на «отлично». Сейчас тебе 33 года. И твоя судьба выглядит неординарной, не имеющей аналогов в стране. Что ты думаешь об этом?
– Мне многого удалось добиться, видимо, потому, что я все делаю самозабвенно. И, конечно, мне очень повезло в жизни – я попал учиться к выдающейся певице ХХ века Монтсеррат Кабалье. Ведь нередко бывает так, что молодые люди с прекрасными, даже выдающимися голосами, не найдя мастеров по вокалу и умных продюсеров, просто сходят с рельсов.

И еще. Сегодня большинство артистов рвутся из кожи вон, делая карьеру и деньги. Меня иногда спрашивают: вот, мол, сколько тебе нужно?.. Но разве это важно? Для меня главное – чтобы я и мои родители были здоровы, чтобы у меня была любящая публика и чтобы я мог реализовываться. Вот об этом я и прошу Господа Бога. А все остальное в жизни – вещи сопутствующие.

А с Кабалье ты продолжаешь заниматься или это осталось в прошлом? – Как?! Вот сейчас опять полечу в Барселону. Будем репетировать. Потому что 28 декабря оперная примадонна прощается с театром «Лисео», которому отдала 40 лет. Там состоится концерт, в котором я тоже принимаю участие. Буду выступать и сольно, и дуэтом с Монтсеррат. В частности, мы споем с ней знаменитую «Барселону», которую Кабалье после ухода из жизни Фредди Меркьюри ни с кем не исполняла.

Певцы, как правило, злоупотребляют разного рода допингами. А ты?
– Самый большой допинг для меня – хорошее звучание моего голоса. Каждое утро я начинаю с проверки, как он звучит. Я также понимаю, чтобы спеть Германа в «Пиковой даме» в 38–40 лет, необходимо себя беречь и быть здоровым. Для меня искусственный допинг совершенно лишнее еще и потому, что я – веселый человек. Мне даже алкоголь не нужен. Все в шоу-бизнесе знают, что я с «зеленым змием» не дружу. Иногда бывают мероприятия, на которых я настолько весело веду себя, что складывается впечатление, будто я подшофе.

– То есть у тебя происходит самоподпитка?
– Да, я та самая «батарейка», которая сама от себя заряжается. Конечно, я – нормальный человек, и бывают моменты, когда могу выпить. Но чтоб напиваться до поросячьего визга, такого никогда не было.

Ну как же? По НТВ не раз демонстрировали кадры, на которых ты якобы сильно подшофе забрался на стол и поешь.– Это было у Сергея Лазарева на дне рождения. Но я был совершенно трезвый. Да, я залез танцевать на стол – и что? Я же артист! Мы – шуты, у нас такая профессия. А уж как телевизионщики интерпретировали сей факт, это на их совести. Им нужен рейтинг, вот они и выдали очередную «сенсацию»: Басков пьяный. Хотя было бы намного интереснее, если бы они сказали: Басков танцевал на столе трезвый. Представляете, каким бы он был выпивши?.. В общем, немножко не докрутили.

– Ну не у всех же такое чувство юмора, как у тебя, этот дар шоумена. Откуда он?– Не знаю. Все шутки выплескиваются сами по себе, внезапно. Может, потому, что я – тенор. И по голосу, и по, выражаясь фигурально, составу мозга. Говорят, что все знаменитые теноры: и Козловский, и Лемешев, и Карузо, и Паваротти – были такими. Шоуменами, как сказали бы сейчас. Видимо, теноровый посыл проявляется и в жизни. То есть откуда-то вдруг приходят в голову какие-то остроумные фразы, и все спонтанно. Вот уже 5 лет я веду программу «Субботний вечер» на канале «Россия», а теперь еще и еженедельное шоу «Место встречи» в Киеве. Мне дают «канву», а остальное – я импровизирую по ходу действия. Видимо, зрителям нравится такая непосредственность и легкость общения. Во всяком случае, программы имеют хороший рейтинг.

И каждый раз ты поешь там что-то новенькое. Сколько у тебя песен в репертуаре?– На сегодняшний день около 380.

И ты помнишь все слова в них?
– Я делаю так, как меня научил Кобзон: начинаю представлять под музыку визуальную картинку или ассоциации с чем-то. И песня у меня тогда начинает всплывать. А если музыки нет, мне тяжело вспоминать слова некоторых песен. Когда же звучит музыка, то слова вспоминаются сами.

А какие ассоциации у тебя вызывает «Феличита», которую ты стал исполнять с Оксаной Федоровой?
– «Феличита», что в переводе на русский язык означает «счастье», ассоциируется у меня с самой потрясающей итальянской парой Аль Бано и Роминой Пауэр (кстати, все говорят, что мы с Оксаной напоминаем их). Я очень хорошо помню клип, когда он скачет на лошади, а она едет в карете и звучит «Феличита». Клип часто крутили по нашему телевидению, и я просто обожал эту песню.

К сожалению, счастье Ромины и Аль Бано дало трещину, когда пропала их старшая дочь…– Да, отношения между людьми – это что-то вроде натянутого каната, по которому всегда идешь балансируя. Но, я думаю, любовь – это то единственное, чего человек всегда ищет. Без многого в жизни можно обойтись, а вот не познать это прекрасное чувство – значит, прожить зря. Пускай оно даже случится на какое-то короткое время, но все равно это здорово.

Сейчас это прекрасное чувство у тебя есть?
– Оно у меня было и в первом моем браке. И те встречи, которые были в моей жизни, тоже приносили мне счастье. Я – человек романтический по складу характера, и если увлекаюсь, то увлекаюсь по-настоящему. Даже если увлечение длится недолго, оно все равно яркое.

Если судить по «желтой прессе», нынче у тебя именно этот период. Скажи, а какая постоянная спутница жизни должна быть у такого человека, как ты?– Правильная.

– Что это значит?

У творческого мужчины должна быть такая женщина, которая живет во имя него. И он может черпать из нее то, что ему нужно. Дело в том, что творческие люди – инопланетяне. У нас иногда не поймешь, что в голове происходит. Сегодня – так, завтра – иначе. И нервы, и депрессии, и внутренние какие-то конфликты с самим собой… Дорога очень сложная, но красивая. Поэтому важно, чтобы спутница жизни понимала это, не сбивала с намеченного пути. И в этом заключается залог их общего успеха.– Ну и напоследок расскажи, чем ты собираешься удивлять зрителей?

– Проектов много. Если говорить про удивление, то я снялся в кино в очень веселом фильме «Наша Russia. Золотые яйца». Сыграл там самого себя. Еще грядут выступления с классической программой в Швейцарии и в Испании вместе с Кабалье. А в следующем году у меня выйдет сольный альбом с классической программой. Он станет десятым по счету. Его представление, по-видимому, состоится весной, и я мечтаю провести презентацию либо в Большом театре, либо в Большом зале Московской консерватории. Так что я сам себе удивляюсь, что могу кого-то удивлять.

Отредактировано Анечка (2009-12-12 15:20:09)